Семейное образование

Что такое семейное образование?

Семейное образование (англ. homeschooling) — форма получения образования в Российской Федерации, предусматривающая изучение общеобразовательной программы вне школы. Предполагает право учащегося на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации. Учащиеся проходят ГИА в форме основного государственного экзамена ОГЭ (9 класс), а также в форме единого государственного экзамена ЕГЭ (11 класс). Для получения допуска к ОГЭ учащиеся должны сдать предварительно промежуточную аттестацию.

При успешном прохождении итоговых аттестаций учащийся получает аттестат той школы, где он сдавал аттестацию.

Ребёнок может быть прикреплён для прохождения аттестаций к любой школе. Если в уставе школы форма семейного образования не обозначена, это повод для требования родителями внесения изменений по включению в устав школы данной формы обучения согласно законодательству.

Переход на семейное образование возможен в любой момент обучения, в том числе в середине учебного года.

Решение о сроках сдачи и количестве промежуточных аттестаций принимается по согласованию школой и родителями.

Выбрав семейную форму образования, родители могут самостоятельно обучать своих детей, выбирая учебные материалы и график обучения.

Главные принципы семейного образования

Главными принципами семейного образования являются:

— приоритет семьи в образовании ребёнка, право семьи выстраивать образовательную траекторию обучения;

— образование ребёнка должно определяться в первую очередь индивидуальными интересами, особенностями ребёнка, а не только школьной программой;

— в основе обучения ребёнка лежит индивидуальный план обучения;

— главное не оценки, главное — сохранение интереса к учёбе;

— семейное образование опирается на способность ученика к самостоятельному поиску и усваиванию информации.

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

В предыдущей редакции закона, помимо семейного образования и самообразования, был прописан экстернат как форма обучения. Однако в новом законе экстернат существует только как форма аттестации. Семейное образование предполагает вывод из контингента школы, а прикрепление к школе только для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций. При этом родители берут на себя всю ответственность за образование детей. Если аттестация не сдана дважды, ребёнок возвращается в школу.

(При желании родителей и ребенка числиться в контингенте школы, но обучаться дома, существует такая форма обучения как заочное обучение.)

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

— Глава 2,ст. 17 п.1[2]

Центры семейного образования

На данный момент появляются школы, охотно участвующие в процессе подготовки и сдачи аттестаций. Семейное образование получает всё большее признание в РФ. Появляются книги, проводятся фестивали, семинары, конференции.

Появляются центры поддержки семейного образования. Так называемые «семейные школы» готовят детей к сдаче аттестаций, обучая их по тем программам, на которые согласились родители учеников.

В то же время многие родители берут на себя полностью образование своих детей. Они активно используют не только ресурсы своей семьи — учат сами, но и пользуются услугами репетиторов и преподавателей «семейных школ», онлайн сервисами, дополнительной литературой.

Хоумскулеры активно посещают кружки, секции, пользуются дополнительными формами образования.

В 2015 году в Москве прошёл первый фестиваль семейного образования «Весь мир наша школа».

Семейное образование часто используется как официальная форма получения образования при зачислении ребёнка в различные альтернативные (в том числе частные) школы. Например, в Монтессори-школы, вальдорфские школы, где дети фактически обучаются, а форма обучения носит формальный характер для прохождения аттестаций.

Источник  https://ru.wikipedia.org/wiki/Семейное_образование

Данные о Центре Поддержки Семейного Образования в городе Домодедово

с 1 сентября 2015 года  открыл свои двери Центр Поддержки Семейного образования «СтРаНа ЧуДеС» и по настоящее время продолжает помогать семьям, которые выбрали для своих детей семейную форму образования.

О семейном обучении от практиков

Практика показывает, что эффективно обучать ребенка в семье способны родители, которые рассматривают государственную и школьную систему как сильно ограничивающую развитие личности. Это наиболее реалистичный мотив перехода на семейное обучение. Родители переходят на семейное обучение также ради обеспечения лучшего образования, или гармоничного развития, или для укрепления здоровья ребенка.

Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. предоставил родителям право на выбор формы обучения — учить ребенка в школе или в семье. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» это право также подтвердил. Для осуществления этого права нужно обладать ответственностью и решимостью.

Образовательный уровень родителей, выбирающих семейное обучение, как правило, высокий, но есть семьи, где у обоих родителей образование среднее.
Для успеха в домашнем обучении необходимо родительское достоинство, смелость и стойкость в преодолении трудностей. В столице многие школы и управления образования привыкли к сотрудничеству с родителями. Но в других городах за исполнение норм закона иногда приходится бороться.

Преодолев шаблоны, родители свободного конструируют образовательную среду. Можно самостоятельно определить, когда эффективнее заниматься с ребенком учебой, в первой или второй половине дня, и расставить акценты в содержании образования, учитывая склонности ребенка и жизненные установки семьи.

У «семейников» отмечается очевидная заинтересованность в учебе, более высокий в среднем уровень знаний, по сравнению со школой, умение свободно излагать свои мысли.

Если образование ребенка делается семейной ценностью и родители вкладывают в это свое время, силы ума и воли, то не только детство становится более радостным, но и укрепляется фундамент будущего.

© Игорь Чапковский, первопраходец семейного образования, занимался им с 1986 года. Руководитель Ассоциации родителей «Свободное развитие», автор интернет-проекта www.homeschooling.ru («Семейное образование»). Считает, что главное преимущество семейного обучения — это свобода в развитии детей, их образованность и подготовленность к жизни.
Источник  http://www.familyeducation.ru/

Реставратор: https://t-c.com.ua Киев

Leave a Reply